Айфон вместо рассады

Word Inflation on up trend arrow, with financial data visible on the background.

Word Inflation on up trend arrow, with financial data visible on the background.

 

После сообщения в прессе, что бюджет 1-го квартала 2015 года выполнен с профицитом, депутаты и политики потребовали «повысить социальные стандарты», а экономисты от власти захотели «гривневого предложения реальному сектору» со стороны НБУ. Цифры говорят, о том, что сравнении с 1-м кварталом 2014 г. экономика упала на 17%, а в бюджет собрали больше. Просто магия. Как же так получилось?

Давайте разберемся, есть ли реальный бекграунд для подобного радостного популистского шабаша?

В 2014 г. социальные выплаты не повышались.
Потребительская инфляция за 2014 год составила 25%, за первые 4 месяца 2015 г. – еще 37%, при этом повышение соцвыплат запланировано только на декабрь.

Власть гордится тем, что при всех проблемах бюджета пенсии и пособия не снижались. Да, неужели? На самом деле, они были снижены, только не в номинале, а в покупательной способности.

После многих месяцев бюджетного дефицита и обвала гривны, в апреле удалось добиться стабильности курса и профицита бюджета. Но экономика продолжает падать. А сейчас немного цифр официальной статистики.

1. За счет чего профицит?

За 1-й квартал 2015 года расходы сводного бюджета составили 126 млрд. грн., а доходы – 140.3 млрд. грн. Простым математическим действием получаем профицит – 14 млрд. грн. Но погодите плясать ритуальный гопак и прославлять мудрых реформаторов от правительства. На наш взгляд, первой причиной профицита является …недофинансирование некоторых статей бюджета. То есть, государство просто не оплатило часть своих счетов, вот и все. За 3 месяца (1/4 года) было профинансировано всего лишь 20% годового плана расходов (т.е. 1/5). В то же время доходы составили 24% годового плана. А вот когда будут профинансированы заложенные в бюджете расходы, профицит исчезнет.

Вторая причина – #росткурсагривны#инфляция и новые налоги.

В сравнении с 1 кварталом 2014 года рост доходов составил 25%. Давайте посмотрим, что же наполняло бюджет?
Поступления от ввозной пошлины выросли на 250%!

Поступления от акциза на импорт на 95%.

Импортный НДС вырос на 72% (а, возмещение НДС, заметьте, выросло только на 35%).

Поступления от внутреннего акциза увеличились на 42%.

Внутренний НДС показал рост на 32%.

Налогов на доходы физических лиц собрали на 26,7% больше.

Откуда такой удивительный объем поступлений, связанный с импортом? Ответ прост и лежит на поверхности – #курсгривны, который за последний год вырос почти в 3 раза. Поэтому больше выросли поступления, связанные с импортом. Также не стоит забывать о дополнительном налоге на импорт 5% и 10%, который недавно был введен нашим правительством.

Рост внутренних цен увеличил внутренний НДС и акциз. Были введены дополнительные акцизы на ряд товаров и акцизный сбор в местный бюджет.

Налог на доходы физических лиц вырос за счет обложения депозитов и военного сбора.

Таким образом, никакой позитивной динамики мы не наблюдаем. Вместо того, чтобы в начале 2014 года сбалансировать бюджет, снизив расходы, в т.ч. социальные, правительство напечатало гривну, чем обрушило курс и цены, в то же время зафиксировав социальные расходы.

Фактически, бюджет был сбалансирован за счет низкого курса гривны и «бабушек-пенсионерок», которым при этом промывали мозги в телешоу, убеждая, что «правительство нечеловеческими усилиями обеспечивает прежний уровень пенсий и соцвыплат». Стоит задуматься, какой сокрушительный удар был нанесен экономике страны и бизнесу, – его последствия мы еще долго будем ощущать в своих кошельках и уровне жизни.

айфон бюджет

2. А что с экономикой?

Спад экономики в 1-м квартале по расчетам Госкомстата составил более 17%. В апреле он продолжился.

Падение строительства за 4 месяца на 35%, в апреле – ускорилось. Строительство показательно, т.к. обычно первым из кризиса выходит именно оно.

Промышленное производство за 4 месяца 2015 г. упало на 21.5%, в апреле на 21.7% и падение не замедляется.

Основной спад, естественно, пришелся на Донбасс, но и остальные области тоже не показывают роста.

Показатели транспорта немного улучшаются последние месяцы, но до положительной динамики далеко.

И усиливается спад в сельском хозяйстве, которое в 2014 г. показывало хорошую динамику роста. С каждым месяцем отставание нарастает. Впрочем, лето покажет.

Падение торговли на 27% за 4 месяца объяснимо – она находиться глубокой стагнации, после падения гривны и сокращения фактических доходов покупателей, также торговля всегда последней выходит из кризиса.

Теперь снова вернемся к громким популистским заявлениям некоторых политиков о необходимом росте социальных выплат. Оно имеет своей очевидной целью подготовку к местным выборам, а не заботу о мало-обеспеченных. Всем, кто громко вещает об этом, стоит задать себе вопрос, а не приведут ли они страну к новому витку инфляции? Ведь тогда первой пострадает их целевая аудитория – социально уязвимые граждане, так как не могут компенсировать ее своей экономической активностью. Круг замкнулся.

«Денежное стимулирование» еще больше обрушит экономику, а не оживит ее, как считают некоторые «эксперты», демонстрирующие знание различных экономических моделей.

В чем кроется причина экономического обвала в начале 2015 года?

1. Резкое падение цен и спроса на сырье и полуфабрикаты украинского производства.
Экономический спад в странах СНГ обвалил украинский экспорт в эти страны, плюс стоит учитывать некоторое текущие военно-политические события. Нам надо искать новые рынки, товары, услуги, как это делала Грузия в период войны в Абхазии, когда импорт в Россию прекратился. Предпринимателям, способным к этому, совершенно не поможет финансирование НБУ, тем более, что оно, скорее всего, до них и не дойдет.

2. Обвал курса гривны, прекращение кредитования.
Невозможность прогнозирования, особенно, если производственный процесс растянут во времени, ведет к остановке бизнеса. Тяжелое положение банков не дает им возможности кредитовать.

Причины скачков цен и курса – эмиссия НБУ. Выдавая банкам дешевые кредиты, НБУ не решит проблем экономики, а усугубит их.
В апреле НБУ уменьшил количество ОВГЗ (долговые ценные бумаги государства, выпущенные Министерством финансов) в своем портфеле. В мае снова начался рост, но пока небольшой, до уровня марта. В апреле объем вкладов физических лиц в гривне в банках в апреле вырос на 4.2 млрд. грн. после полуторалетнего падения. При этом скандалы с рефинансированием и ликвидацией некоторых банков не добавляют доверия нашей банковской системе. Но пока это не устойчивая тенденция. Нет веры в стабильность гривны, есть опасения, что к осени она опять обвалится. Поэтому население не несет деньги в банки, бизнес не увеличивает активность. А НБУ все равно выпускает гривну в оборот. В апреле долг банков и Фонда гарантирования перед НБУ вырос на 6.4 млрд. грн. Свободную ликвидность банки не используют для кредитования реального сектора, а несут в то же НБУ на депозитный сертификат. Почему? Потому, что задавленный властью бизнес не нашел новых приложений и не может с выгодой использовать полученные кредиты. Вместо возврата доверия к гривне предлагается снова ее опустить. Гривны будет больше. Но это не подвигнет бизнес производить, а, лишь менять на ее на валюту, а население – скупать не портящиеся товары.

3. НБУ в роли сторожа колонии

Для борьбы с обвалом гривны НБУ поступил поистине гениально, – ограничил возможности покупки валюты для импорта, авансовых перечислений за рубеж, снятие наличной валюты с валютных счетов, снятие гривневой наличности, ввел обязательную продажу валютой выручки в 75%. Результат – спад экономики и изъятия средств из банков. Сложно стало импортировать нужные комплектующие, нет стимула экспортировать. Для размещения депозитов должна быть уверенность, что при необходимости, их можно забрать, а на сегодня ее нет.

Выводы. Что мы предлагаем?

Для изменения экономической динамики со спада на рост нужно отменить валютные ограничения, введенные в 2014-15 гг. А для возвращения денег в банки следует отменить ограничения на снятие наличности. Это очевидно, и иного пути нет.

Для роста экономики следует удерживать курсовую и ценовую стабильность в течение времени, необходимого для возврата доверия к гривне, а не стимулировать экономику деньгами.
Для роста экономики следует снижать расходы бюджета, а не повышать. Если в бюджете образовался избыточный ресурс, необходимо снижать налоги, и стимулировать этим «національного виробника», импорт, экспорт, торговлю в целом, а не тратить их на социалку, как считают депутаты и политики.
А пока подобные инициативы напоминают бедную семью, живущую в аварийном доме с большим приусадебным участком, заросшим бурьянами, но при появлении дополнительных денег в кошельке мужа, жена решает купить себе айфон и платье, вместо полиэтиленовой пленки, рассады, удобрений, лопаты и кирки.

Владимир Рапопорт, Либеральная Инициатива

Comments are closed