Популярное заблуждение прогрессивной и просвещённой общественности – представлять государство как такой себе результат “общественного договора” между людьми, объединенных языком, историей и географией.
Впрочем, так называемый общественный договор и вправду существует (в неявном, неписанном виде, конечно), но это не договор между людьми об учреждении государства. Это договор между “государственными” с одной стороны и “негосударственными” людьми с другой стороны. Этот договор возникает не в результате какого-то добровольного желания, это скорее похож на мирный договор между победителем и побеждённым. И оговорено в нем лишь одно – что может, а что не может себе позволить победитель в отношении побеждённого и какие у побеждённого остаются права. Договор выгоден и победителю, поскольку альтернативой ему является затратный конфликт. Более того, “договор” этот никак формально не закреплён и может меняться, и к сожалению, меняется довольно часто.
Из этого всего можно сделать несколько “практических” выводов.
Вывод первый – идея собрать некий клуб благородных джентельменов, “выработать” в этом клубе “более удачный” общественный договор и “запустить его в работу” – мертворожденная идея, поскольку в этот клуб нельзя пригласить “государство”, а договор заключается именно с ним. Написание и принятие различных конституций, законов, указов и постановлений кабмина тоже никак и ничем не поможет, потому как договор неписанный и к писаным “законам” не имеет никакого отношения.
Вывод второй – у “государства”, как фактической стороны (и в нашей ситуации победителя) появится стимул менять “общественный договор” в лучшую для “побеждённых” сторону, только, если оно начнет нести существенные издержки от “не заключения” такого договора. Проще говоря, не сможет собирать столько налогов, сколько требует бюрократический аппарат.
Предыдущим вариантом “общественного договора” (реальной, а не формальной Конституции) был Единый Налог. Стимулом к заключению такого договора было то, что на тот момент (конец 90-х) люди практически были “за пределами” государства – большинство активного населения жило и работало на “теневой стороне” экономики и с государством по-сути мало стало сталкивалось. Поэтому стояла задача их вернуть – поначалу на весьма выгодных условиях – плати 200 грн в месяц и делай, практически, что хочешь – один из самых выгодных в мире “оффшоров”. Именно упрощённой системе налогообложения мы обязаны этим “золотым” периодом в истории Украины. Первые 6 лет с 1998 по 2004 год малый бизнес накапливал жирок, а после победы Майдана и ослабления президентской власти из-за конкуренции основных кланов экономика “выстрелила”. Рост зарплат, цен на недвижимость, иностранных инвестиций и общего уровня жизни был просто взрывообразным. Но сказка закончилась в один момент, когда разжиревшая и разросшаяся бюрократия взяла курс на ликвидацию “упрощёнки” и фактический односторонний разрыв “общественного договора”. Упрощённая система сначала просто перестала быть “упрощённой”, а с 1-го января 2016 года и вовсе может прекратить существование. Старый договор аннулировали, а нового – нет. А это – назревающий конфликт.
Что делать?
Заставить государство идти на уступки можно, только напугав его массовым “исходом” из него “дойных коров”. Как этого добиться – тема отдельного большого разговора. Но, для начала просто надо принять как факт, что ваши отношения с государством – это отношения победителя и побеждённого, и интересы у вас противоположны. И один из самых важных моментов в этой борьбе противоположных интересов – это спрятать от государства свои #деньги. Если человек уже изобрел Bitcoin, никем не контролируемые цифровые деньги, платежи с помощью которых нельзя ни отследить, ни заблокировать, то в односторонне порядке “уйти” с государства для него не представляется сложным. Пусть государство празднует “пиррову” победу, сидя на пустой казне.
Ярослав Сидорчиков, специально для Либеральная Инициатива