Сухой закон сделал Америку нацией преступников. Высокие налоги на импорт сделали нас нацией контрабандистов.
Мы все так или иначе когда-нибудь или перевозили, или заказывали или покупали контрабанду. Она везде: в запчастях наших автомобилей, в нашем платяном шкафу, в мобильном телефоне, мы покупаем ее на книжных и продуктовых рынках, пьем под бой часов на Новый год, ею играют наши дети. Она блестит драгоценными камнями в наших ушах и курится пачками за бутылочкой пива. Она в оборудовании на производствах, в сырье и материалах. Мы застилаем ею пол в своих домах, клеим на стены, наносим на лицо в косметических кабинетах и употребляем от головной боли. Просто мы не задумываемся об этом. Оглянитесь вокруг. Разве не так? Черная, серая, зеленая! Взгляните на свои новые брендовые джинсы с полу-подвального стока, стоимость которых в магазине на главной улице вашего города в 10 раз дороже? Неужели контрабанда такое уж зло, как нам это преподносят спикеры вездесущего Левифана?
( Хочу сразу оговорить для желающих подискутировать, на «острые темы», речь в данной статье не идет о контрабанде оружия или наркотиков.)
Американский экономист Мюррей Ротбард, отмечал, “…что значительная часть «организованной преступности» кормится не за счет причинения личного и имущественного ущерба другим гражданам, а за счет попыток обойти государственные запреты и обеспечить поставки услуг и товаров потребителям (malum prohibitum — деяние, являющееся преступным в силу запрещения законом)”.
Контраба́нда — калька с итальянского “contrabbando”, от contra — против и bando — правительственный указ, то есть ввоз материальных ценностей, без отчета правительству. А теперь посмотрите еще раз на свои эти самые джинсы/телевизор/набор инструментов/ноутбук и задайте вопрос, чем вам, как потребителю, мешает контрабанда? Да ничем. “Это незаконно!” , — воскликнут некоторые. Да, незаконно. Но только согласно существующему закону, который, по идее должен служить на благо каждого. А если он не служит этому благу (а именно благо-состоянию), а мешает ему – этот закон необходимо отменить. Логично?
– это, по своей сути рынок, который никогда не возникает без спроса. А есть спрос – будет и предложение, это неизменный закон, и никакое государство, никакие рейды, перехваты, заседания, запрещающие законы и указы не смогут ее остановить. Потому, что они противоречат природе человека – если ему нужно, он найдет способ. Я знаю, конкретный случай, в 2007-м году наше государство не продлило лицензию одной известной шведской фирме, выпускающей самое лучшее детское питание, они-де не предоставили нашей лаборатории все доказательства своей безвредности. Шведское, Карл! Можно представить стресс матерей, среди которых оказалась автор этой статьи, чьи новорожденные дети-аллергики лишились заветных красных пачек заменителя грудного молока из-за того, что шведы кому–то там не «занесли» в Минздраве. Но нашлись люди (спасибо им большое), которые наладили поставку смесей из России, кстати, стоило оно даже дешевле, чем в аптеках. Вы еще считаете контрабанду злом? Возможно, большее зло сидит на Печерских холмах?
Давайте исследуем причины контрабанды в нашем государстве. Здесь все до банальности просто — таможенные сборы и процедуры, а также взятки и проволочки, из-за которых импортеры лишаются 30-50% прибыли, и иногда ликвидности товара, как следствие — испытывают проблемы с оборотными, плюс платят высокие налоги на предпринимательскую деятельность. Некоторые открытые источники называют оборот контрабанды за прошлые годы в нашей стране и 150 мрд. долл. и 500 мрд. грн в год. Но точные цифры вам никто не назовет, да и надо ли? Этот рынок кормит десятки тысяч семей, среди которых семьи узаконенных государственных рэкетиров – таможенников, прокуроров, сбу-шников, ну и собственно контрабандистов, а также продавцов конечному потребителю – на рынках, в магазинах и просто “на квартирах” или “по почте”.
А бывает “”, когда товар официально запрещают ввозить, например, дорогостоящее лекарство, по надуманным причинам, тем временем представители органов власти и, а также те, кто их должен контролировать – Прокуратура, СБУ вступают в ситуативный , чтобы завезти этот запрещенный товар и накопить на маленький домик на южном берегу Франции.
А ведь многие (по части не бизнесмены) поддерживают внедрение пошлин на импорт считая это защитой “вітчизняного виробника”. Мол, хлынет и … И что? Кто-то готов платит за подержанный «фокус» десять тысяч вместо трех, чтобы три олигарха беспрепятственно собирали и навязывали рынку свои уродливые тарантасы? Не импорт, а высокие налоги и монополизация рынков мешают местному производителю произвести конкурентоспособный товар: побрести средства производства и сырье за границей, ввезти его, а потом реализовать готовую продукцию на родине или экспортировать. Не могу не упомянуть о Нацбанке и извращенческих методах получения валютной выручки. Так, в чем защита-то?
А теперь следим за руками, вернее, цитатами.
За последние полгода товарооборот упал на 25%, а импорт за 5 месяцев – почти на 40% (данные liberal.in.ua). Львиная доля этого сокращения произошла благодаря падению импорта товаров. Можно возразить, мол, это все курс! Но, если гривна обвалилась – давайте убирать пошлины, снижать налоговое бремя, упрощать бизнес, выводить его этим из контрабандной тени. И не только для своих, – для всех!
Но нет, мы не ищем легких путей – згоріла хата – гори і сарай.
Месяц назад, замглавы ДФС К. Ликарчук заявил, что “с введением налога на импорт по ставке 5% и 10% таможенные органы фиксируют увеличение потока контрабандных товаров через западную границу Украины”. Хочется, спросить – а вы какой реакции рынка ожидали? Что украинцы просто достанут из-под матраца и заплатят на 5-10% больше? По его словам, с целью уклонения от уплаты налогов при ввозе товаров в страну предприниматели стали использовать разрешения на ввоз товаров для личного пользования, которые не облагаются налогами, весом до 50 кг и стоимостью до 500 евро на одного человека. Ты посмотри, какие находчивые! Поэтому, по мнению Ликарчука, «необходимо снизить допустимую норму для личного пользования».
А не кажется ли вам, что необходимо снизить допустимую норму присутствия неусыпного ока государства в жизни каждого и допустимую норму количества дармоедов-чиновников на одного налогоплательщика? Глядишь, не надо будет налог на импорт вводить.
Но на днях мы узнали, кто возглавит борьбу с воспламенившимся очагом коррупции на западной границе нашей необъятной родины. “Мы сегодня собираем руководителей всех правоохранительных органов, вместе с таможенниками перекрываем перевалы, у нас четыре перевала, сегодня вечером все будут перекрыты. Все фуры, которые едут, будут таможенниками осматриваться, чтобы под пломбами не везли сигареты и афроукраинцев, – поведал свои наполеоновские планы свеже-назначеный губернатор Геннадий Москаль в интервью НВ.
Считаю, своим долгом внести посильную лепту в отлов злостных контрабандистов и советую натянуть сетку, вдоль всей границы, а еще вырыть ров и натянуть провод, по которому пустить ток!
Хотя, есть другой, более простой и дешевый метод. Но он не понравится многим звеньям пищевой контрабандной цепочки (с погонами и корочками), поскольку им придётся составлять резюме и устраиваться на обычную работу, где будут платить не за контролируемый кусок границы, а за навыки и умения. Он – для импортера и потребителя, и вряд ли устроит старую трухлявую, но все еще живучую коррумпированную систему Украины – это СВОБОДНЫЙ БЕСПОШЛИННЫЙ ИМПОРТ И ЭКСПОРТ. Сложно даже себе представить какой толчок это даст для расцвета экономики страны, курса национальной валюты, развития бизнеса и инфраструктуры городов, снижения уровня цен буквально на все, увеличения количества рабочих мест. А главное, это одним махом если не отсечет всю контрабанду, то уменьшит ее в разы, ведь бизнесмену будет выгоднее и проще купить у официального импортера, получив чеки, а также гарантии качества и соответствия. Нет спроса – нет рынка. Только способен эффективно бороться со схемами.
Поэтому, когда вы киваете в унисон диктору новостей, эмоционально рассказывающему о победах на фронте борьбы с контрабандой сигарет, вспомните лишившихся работы сотрудников табачной фабрики в Прилуках, закрывшейся по причине дороговизны импортного сырья, и о том, как огромные прибыли стимулируют и “крышевателей” в погонах, подумайте, почему хорошую машину грузин запросто может купить в Японии за копейки, а мы – нет, и почему стоит так дешево, но достается таким трудом.
…Да прибудут с вами здравый смысл и брендовые джинсы за 20 баксов.
Наталия Слюсарь, “Либеральная Инициатива”