Люстрация была и остается одним из главных требований общественных активистов на Майдане и до сего дня. В КМ даже пытались создать , приняли соответствующие законы. Но количество неэффективных руководителей – коррупционеров удивительным образом не снижается. Почему? В ответ хочется процитировать героя фильма “31 Июня”: “Вот не знаете, а копаете!”
Исследуя тему буксования люстрационных процессов, ловишь себя на мысли, что системы просто невозможна, а новой системе она попросту не будет нужна. Нынешние потуги люстраторов и приглашение экспатов в правительство – это тоже самое, как если бы команде спецов по тюнингу предложили прикрутить двигатель электрокара на гнилую Таврию. Даже если оставить только коробку и колеса, это все равно будет Таврия. Итак, почему люстрация без смены системы не имеет ни смысла ни успеха?
1. Общетеоретическое соображение.
Если есть система, в ней поднимаются те, кто ей подходит. Остальные или принимают правила игры, или уходят, иногда со скандалом, как Боровик, но чаще тихо. Заменять в ней людей, думая, что система от этого поменяется, об этом это немного по Жванецкому: «Он же так и сказал, давайте напишем, пусть этого продавца снимут и пришлют другого. И все станет хорошо. Честное слово, так и сказал». Кстати, когда советская торговля начала менятся на рыночную, хамовитые ленивые тетки с универмагов у не пошли массово на вещевые рынки или в бутики.
2. Практические соображение.
В нынешнем аппарате есть технология принятия решения. Их определяет множество нормативных документов. Какие подписи собрать для принятия документа, что подать, чтобы подписи получить и последовательность согласований. Если Вы примете решение, вопреки интересам службы, но с соблюдением порядка, Вы хороший работник. Если решение в интересах службы, но с нарушением порядка, Вы ничего не согласуете и ничего не сделаете. А человек, дающий согласование, вовсе не обязан вам его давать. Его надо мотивировать. Участием в чем-то, взаимным согласованием его документа и т.д. Если вы не умеете мотивировать – Вы ничего не согласуете и ничего не сделаете. Кроме, конечно, случая, если “высокий чин” этого сам захочет и даст команду. И только до тех пор, пока “высокий чин” на должности и сохраняет интерес к проекту. Иначе в нынешней системе ничего осмысленного сделать нельзя.
Пример:
Когда Счетная палата сообщает, что нашла нарушения при расходовании N млрд.бюджетных средств, это не значит, что они были направлены не по назначению. Это значит, что была нарушена технология прохождения бумаг или не все подписи, или не все документы под подписи, или не в той графе галочка или еще что-то подобное. Человек, не знающий всей этой системы, скорее совершит подобное «коррупционное деяние», чем проработавший там десятилетия. Поэтому новые люди, не из системы, оказавшись в чиновниках, становятся малоэффективными, ничего не могут решить, нарушают, скандалят и уходят под крики активистов «продался!» или «слабак!». Или таки продаются, ассиммилируются, становятся обычными чиновниками и, кроме лексики, ничем не отличаются от других.
Читая похождения волонтеров в Минобороны, можно отследить “лабиринты власти” – как они собирают подписи на своих революционных документах. Пока не вмешивается министр или кто повыше, ничего не получается. А публика уже кричит «Измена»!!!» Да и чтобы их поставить на должность, министру пришлось расформировать все старые департаменты.
3. Финансовые соображения.
За 3-5 тысяч гривен квалифицированный и ответственный сотрудник работать не будет. Тем более в Киеве. Подобная зарплата предусматривает, что у человека есть иной источник дохода, не связанный со службой. Но в стране не очень много детей / мужей/ жен / зятьев миллионеров, способных и желающих честно работать чиновниками. Или волонтеров, обеспечивших себя и детей до пенсии ранее и желающих послужить родине. У большинства энтузиастов нет средств для содержания себя и семьи, кроме доходов от своей работы. Дополнительный источник дохода для чиновника может быть только связан со службой, т.е. извлечением административной ренты. Простыми словами – каждая подпись имеет свою цену – см. п.2
4. Закон сохранения энергии – зачем менять людей в ведомствах, которые на 90% не нужны?
Это просто воздух гонять. Сегодня там понимающий чиновник “старой гвардии”, за небольшую мзду не настаивает на исполнении всех многочисленных процедур. А придет честный – будет настаивать на исполнении, да и еще денег не брать – кому от этого лучше будет? Это еще больше усложнит и так непростое получение справок, как пример.
#Люстрация не только не полезна, а вредна. Нужна #сменасистемы, а не людей. #Роспуск нынешних ведомств. #Отмена регулятивных актов. Определение, какие функции нужны и зачем. Какая от них должна быть польза и как ее увидеть. Передача большинства этих функций общественным организациям заинтересованным в вопросе. Создание под оставшиеся и признанные полезными функции новых регулятивных документов, новых ведомств, набор соответствующих нужным функциям людей.
И тогда #ЛЮСТРАЦИЯ произойдет автоматически без всякого вмешательства люстраторов.
Владимир Рапопорт, “Либеральная Инициатива”