Вначале этой недели президент Порошенко и премьер Гройсман заявили о повышении с 1 января 2018 года до 4100 гривен минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это уже второе директивное поднятие минималки за период 2016-2017 гг. Политики постоянно спекулируют на этой теме, обещая неизбежный рост доходов и экономический рост в целом. И если большинство экономистов скептически воспринимают такие инициативы, то многие люди считают это неким благом со стороны власти. В краткосрочной перспективе от повышения МРОТ конечно же выигрывают бюджетники, в долгосрочной же перспективе проигрывают все. Несмотря на то, что тема непростая, попробуем все-таки в ней разобраться.
На свободном рынке заработная плата каждого работника устанавливается в соответствии с полезностью его труда. Чем выше полезность труда работника, тем выше на него спрос со стороны предпринимателей и вознаграждение за его труд. Если же через закон вознаграждение устанавливается выше полезности труда, то работники, у которых производительность труда ниже, оказываются вне рынка труда. Даже если человек готов работать за вознаграждение ниже минималки и работодатель готов предоставить ему это рабочее место, то закон запрещает им совершить такую сделку. Фактически работники просто становятся безработными, а МРОТ является косвенным инструментом увеличения объема вынужденной безработицы.
Ключевым элементом при выплате заработной платы является размер фонда. По большому счету предпринимателю без разницы переводить ли деньги на банковский счет работника или налоговой. Хотя ясно, что он предпочтет отдать больше денег работнику, чем фискалам, так как конкуренты не дремлют и могут переманить квалифицированный кадр. Но важно понять, что работодатель не сможет платить работнику больше, чем есть в фонде зарплаты.
Если фонд зарплаты одного работника составляет 3200 гривен (на руки – около 2600), то чтобы заплатить 4100 (на руки – около 3300) предпринимателю необходимо: 1) или вести убыточный бизнес, что в дальнейшем неизбежно приведет к банкротству и увольнению всех работников; 2) или отказаться от услуг этого работника, уволив и переложив его обязанности на других; 3) или перевести работника на неполный рабочий день или неофициальное сотрудничество с зарплатой в конверте. Кстати, третий вариант был массовым в конце 2016 года после директивного увеличения МРОТ в два раза. В итоге, количество рабочих мест уменьшается, и, соответственно, уменьшается количество тех, кто платит налоги. Но если недостаток поступлений в бюджет государство компенсирует за счет увеличения облагаемого фонда зарплаты, то оставшиеся без официального места работы вынуждены становиться на учет в центры занятости (и получать денежную помощь из того же бюджета) или уезжать за рубеж в поисках лучше оплачиваемой работы за такой труд. Хотя казалось бы улучшения на поверхности, плюс 700 гривен каждому работнику на минималке и плюс в бюджет дополнительные 500. Но это то, что видно, а что же не видно?
А не видно следующее. Обратим внимание на общий фонд заработной платы всех работников и проиллюстрируем на простом примере. Предприниматель нанял двух работников: неквалифицированного и специалиста. У первого минималка 3200 (его фонд зарплаты составляет 4100 = 3200 + 22% ЕСВ), а второму он начисляет 6150 (фонд – 7900). В этом случае общий фонд зарплаты обоих работников составляет 12 тысяч гривен (4100 + 7900). На руки первый работник получит 2600, а второй 4900. Что же произойдет после повышения МРОТ?
Общий фонд зарплаты как был 12 тысяч гривен, так и остался на том же уровне. А так как кроме нормативного повышения в реальном мире количество благ или денег у предпринимателя автоматически не увеличилось, то теперь он вынужден делать перераспределение внутри общего зарплатного фонда. Для неквалифицированного кадра фонд устанавливается в размере 5250, а для другого работника – 6750 (12 тысяч минус 5250). Работник на минималке на руки получит 3300 гривен, что на 700 больше, чем было, а специалист – 4200, вместо 4900. Получается, что 700 гривен просто перешли от одного работника к другому, и по факту произошла уравниловка. Теперь у предпринимателя возникла дилемма: сокращать неквалифицированный персонал или снижать зарплату специалистам. Опыт показывает, что при условии сохранения бизнеса, предприниматели сокращают штат за счет неквалифицированных работников или переводят их на неполную занятость с сокращением зарплаты, но с тем же объемом работы.
Это подтверждается статистикой. Если посмотреть данные Укрстата за период 2016-2017 гг., то на сегодня количество штатных работников, получающих зарплату в Украине на сентябрь 2017 г. составляет 7658,6 тыс. чел., что на 2,7% или 212,5 тыс. чел. меньше, чем было в прошлом году. При этом количество тех, кто оформлен в штате предприятий и отработал 50% и более рабочего времени, составляет 7347,2 тыс. чел. Количество занятых лиц в государственном секторе практически не изменилось, а в частном оно сократилось. Работников в частном секторе стали сокращать или переводить на неполную занятость с сохранением прежнего объема работы. Рост зарплат ускорился лишь за счет государственного сектора (сферы госуправления, образование, медицина, культура). То есть фактически только лишь за счет приказного поднятия МРОТ. В частном же секторе, где создаются реальные блага, он остался на прежнем уровне 2016 г. Даже незначительный рост экономики в 2% ВВП «проедается» государственным сектором.
Как можно видеть из примеров, инициатива по повышению минималки до 4100 гривен не приведет к созданию ни дополнительных рабочих мест, ни тем более к остановке оттока рабочей силы за рубеж в Европу и Россию, о чем заявляли президент и премьер. Скорее наоборот, количество официальных рабочих мест в частном секторе снова сократится, а количество людей в поисках работы увеличится. Чтобы создавались новые рабочие места, увеличивалась зарплата, а украинцы начали возвращаться назад, нужны не приказные меры в виде директивного повышения МРОТ, а простые рецепты свободного рынка, где правительство не вмешивается в экономику.
Михаил Камчатный, Институт свободы и конкуренции