В свете последних инициатив МВД и смертельного ДТП в Киеве в социальных сетях продолжились дискуссии вокруг неудовлетворительной ситуации на дорогах страны и способов преодоления. Правда большинство предложений сводится к ужесточению наказания для нарушителей, техническому оснащению дорожной инфраструктуры, улучшению работы патрульной полиции и т. д. Конечно предлагаемые изменения важны, но это, по сути своей, попытка решить лишь проблемы, возникающие постфактум – после того, как неадекватные водители оказываются на дорогах. Корень зла, на мой взгляд, находится в МВД, на базе которого и сформировалась коррупционная система по продаже права на вождение транспортным средством. Какие могут быть пути решения? Давайте попробуем разобраться.
Вполне логично, что человек, желающий получить право на вождение транспортным средством, должен обучиться этому и сдать определенный экзамен. И вот здесь сразу возникает вопрос, а где же можно обучиться? Обучать этому имеет право только сертифицированные автошколы, которые прошли государственную аккредитацию в МВД. И если еще недавно мы могли самостоятельно выучить теорию и получить практику с инструктором со стороны, а затем попытаться сдать на права без посещения школы вождения, то сейчас на экзамене требуют свидетельство об окончании учебного заведения. Фактически автошколы получили от МВД монопольную привилегию на услугу по обучению. Все мы знаем, что при обретении монополии, мотивация на предоставление качественных услуг исчезает, что неизбежно отражается и на снижении общего уровня выпускников автошкол. Кстати, можно представить, как проходит обязательная аккредитация и получение сертификатов автошколами от МВД. Особенно, если вспомнить, как в недалеком прошлом проходил регулярный технический осмотр автомобилей.
Далее по «накатанной дороге». Человек некоторое время проходит обучение или просто числиться в автошколе (в основном это касается тех, кто просто покупает водительские права, но при этом все равно оформляется при школе). Во время занятий некоторые инструкторы объясняют, как на самом деле сдаются экзамены и предлагают предоставить конкретную сумму денег, чтобы прошло все без лишних нервов. Подавляющее большинство учеников соглашаются. Да, собственно, это не является для них новостью, так как ВСЕ об этом знают. Суммы сборов бывают разными. Я думаю, что это зависит от того, сколько себе лично оставляет руководство, инструкторы автошкол, а также, от плана передачи собранных денег в подразделение МВД. Приведу лишь некоторые цифры по годам, о которых знаю. К примеру, сбор в 2016 году колебался от 60 до 70 долларов США, 2009 г. – $50-60, 2003 г. – $40-50, 1993 г. – $30, 1981 – 25 советских рублей. Да-да, именно при СССР эта коррупционная система и возникла. Только в то время платили те, кто шел на пересдачу или “блатные” – представители партийных, комсомольских, силовых структур или работники торговой сферы, то в 90-е уже при независимой Украине схема работала на поток и платить должны были все, без исключения. Теперь становится понятно, почему за все эти годы при неоднократной смене руководства МВД, эта коррупционная схема не менялась и продолжает работать сегодня. Уж больно огромные заработки сулит она.
Сразу отмечу, что не все инструкторы соглашаются участвовать в этой схеме, но обычно такие люди недолго задерживаются в автошколе на своей работе, особенно при низкой заработной плате. Как и не все обучающиеся сдают деньги, при этом они сталкиваются с предвзятым отношением к себе, по несколько раз пересдавая экзамены.
Сам экзамен в сервисном центре (бывшем МРЕО) становится формальностью, а получение водительского удостоверения техническим моментом. Надо признать, что большинство людей получивших права и оплатив при этом коррупционный взнос, в дальнейшем ведут себя на дорогах достаточно адекватно и прилежно. Что не скажешь о тех, из-за которых происходят такие трагические аварии как в Харькове или Киеве.
Отдельно следует упомянуть о таком обязательном, но абсолютно бесполезном атрибуте как медицинская справка. Как она выдается и сколько это стоит сегодня можно узнать в Интернете. Приведу лишь один реальный пример из жизни. В 90-х годах в институте на одном потоке со мной учился парень, который был дальтоником. При этом он успешно прошел медосмотр и управлял автомобилем.
В общем, важно понять, что автошколы – это и есть основной элемент в коррупционной схеме при МВД. Именно через них осуществляется сбор денег, с последующей передачей ключевым людям в сервисных центрах. Хотя фактически автошколы являются заложниками и вынуждены быть “в схеме”, так как именно МВД выдает сертификат на подготовку водителей транспортных средств.
Итак, что же мы имеем? Различные подразделения при МВД 1) регулируют вопросы обучения, 2) принимают экзамены, 3) выдают право на вождение транспортным средством и при этом сами же 4) контролируют ситуацию на дорогах и еще 5) осуществляют расследования ДТП. А так как руководителей подразделений назначает министр МВД, то мы получаем такое себе “государство в государстве”, при котором действует очень прибыльная коррупционная модель круговой поруки. И, как видим, сами представители МВД стараются об этом вслух не говорить, делая вид, что сборов не существует. В сложившейся ситуации на дорогах обвиняют водителей или местные власти, не уделяющие должного внимания оборудованию инфраструктуры на дорогах.
Какой же выход? Как мы уже не раз убеждались, смена новых лиц при власти особо не помогает. Поэтому, на мой взгляд, чтобы разрубить гордиев узел этой коррупционной системы, МВД должно быть лишено функций по 1) регулированию деятельности автошкол, 2) приему экзаменов сервисными центрами при МВД и 3) выдаче водительских удостоверений. За ними достаточно закрепить лишь функции мониторинга правил дорожного движения и наказания нарушителей (патрульная полиция), а также проведения досудебных расследований при ДТП. Вот такой себе краткий алгоритм действий будущему реформатору.
Под лишением регулирования деятельности автошкол понимается полное разгосударствление системы подготовки водителей и отмену их сертификации. Школы не должны зависеть от государственных органов и могут функционировать автономно. При этом любой человек может изучить теорию и вождение самостоятельно или с инструктором. Хотя жизненная практика показывает, что люди все равно будут обращаться в специализированные учреждения. Здесь важно, что автошколы окажутся в конкурентной среде, при которой они станут ориентироваться не на монопольную привилегию от МВД, а на выбор людей – заказчиков такой образовательной услуги.
В целом, где и как соискатель будет проходить обучение, не имеет значение. Важно, где и как он будет сдавать экзамены. Прием экзаменов при сервисных центрах МВД необходимо передать центрам оценивания качества образования. Опыт проведения тестирования для абитуриентов у них уже есть, а организовать прием теоретической части за ПК будет не сложно. Тем более, что база и так есть. Единственное, на что потребуется время и определенный ресурс – это на набор и подготовку инструкторов, которые будут принимать экзамен по вождению. Здесь ликвидируется второй элемент в коррупционной схеме.
И наконец, выдача водительских удостоверений должно осуществляться не МВД, а министерством юстиции. Вопрос технический. При нынешнем уровне информатизации, подготовить и выдать пластиковое удостоверение сегодня может обычный грамотный пользователь ПК. Здесь выводится последний элемент, что окончательно разрушает систему круговой поруки по выдаче прав на вождение.
Само собой разумеется, что бывших работников сервисных центров МВД необходимо люстрировать, чтобы они не могли работать в центрах оценивания качества образования и министерстве юстиции.
В итоге, передача функций МВД и формирование иных условий получения права на вождение транспортным средством, а также введения некоторых превентивных мер постфактум (пересдача экзаменов злостными нарушителями, что и так предлагается МВД уже сегодня), будет стимулировать водителей быть прилежными на дорогах. И тогда уже через пару лет мы сможем реально ощутить общее улучшение ситуации на дорогах в нашей стране.
Михаил Камчатный, Институт свободы и конкуренции