После сообщения в прессе, что бюджет 1-го квартала 2015 года выполнен с профицитом, депутаты и политики потребовали «повысить социальные стандарты», а экономисты от власти захотели «гривневого предложения реальному сектору» со стороны НБУ. Цифры говорят, о том, что сравнении с 1-м кварталом 2014 г. экономика упала на 17%, а в бюджет собрали больше. Просто магия. Как же так получилось?
Давайте разберемся, есть ли реальный бекграунд для подобного радостного популистского шабаша?
В 2014 г. социальные выплаты не повышались.
Потребительская инфляция за 2014 год составила 25%, за первые 4 месяца 2015 г. – еще 37%, при этом повышение соцвыплат запланировано только на декабрь.
Власть гордится тем, что при всех проблемах бюджета пенсии и пособия не снижались. Да, неужели? На самом деле, они были снижены, только не в номинале, а в покупательной способности.
После многих месяцев бюджетного дефицита и обвала гривны, в апреле удалось добиться стабильности курса и профицита бюджета. Но экономика продолжает падать. А сейчас немного цифр официальной статистики.
1. За счет чего профицит?
За 1-й квартал 2015 года расходы сводного бюджета составили 126 млрд. грн., а доходы – 140.3 млрд. грн. Простым математическим действием получаем профицит – 14 млрд. грн. Но погодите плясать ритуальный гопак и прославлять мудрых реформаторов от правительства. На наш взгляд, первой причиной профицита является …недофинансирование некоторых статей бюджета. То есть, государство просто не оплатило часть своих счетов, вот и все. За 3 месяца (1/4 года) было профинансировано всего лишь 20% годового плана расходов (т.е. 1/5). В то же время доходы составили 24% годового плана. А вот когда будут профинансированы заложенные в бюджете расходы, профицит исчезнет.
Вторая причина – #росткурсагривны, #инфляция и новые налоги.
В сравнении с 1 кварталом 2014 года рост доходов составил 25%. Давайте посмотрим, что же наполняло бюджет?
Поступления от ввозной пошлины выросли на 250%!
Поступления от акциза на импорт на 95%.
Импортный НДС вырос на 72% (а, возмещение НДС, заметьте, выросло только на 35%).
Поступления от внутреннего акциза увеличились на 42%.
Внутренний НДС показал рост на 32%.
Налогов на доходы физических лиц собрали на 26,7% больше.
Откуда такой удивительный объем поступлений, связанный с импортом? Ответ прост и лежит на поверхности – #курсгривны, который за последний год вырос почти в 3 раза. Поэтому больше выросли поступления, связанные с импортом. Также не стоит забывать о дополнительном налоге на импорт 5% и 10%, который недавно был введен нашим правительством.
Рост внутренних цен увеличил внутренний НДС и акциз. Были введены дополнительные акцизы на ряд товаров и акцизный сбор в местный бюджет.
Налог на доходы физических лиц вырос за счет обложения депозитов и военного сбора.
Таким образом, никакой позитивной динамики мы не наблюдаем. Вместо того, чтобы в начале 2014 года сбалансировать бюджет, снизив расходы, в т.ч. социальные, правительство напечатало гривну, чем обрушило курс и цены, в то же время зафиксировав социальные расходы.
Фактически, бюджет был сбалансирован за счет низкого курса гривны и «бабушек-пенсионерок», которым при этом промывали мозги в телешоу, убеждая, что «правительство нечеловеческими усилиями обеспечивает прежний уровень пенсий и соцвыплат». Стоит задуматься, какой сокрушительный удар был нанесен экономике страны и бизнесу, – его последствия мы еще долго будем ощущать в своих кошельках и уровне жизни.
2. А что с экономикой?
Спад экономики в 1-м квартале по расчетам Госкомстата составил более 17%. В апреле он продолжился.
Падение строительства за 4 месяца на 35%, в апреле – ускорилось. Строительство показательно, т.к. обычно первым из кризиса выходит именно оно.
Промышленное производство за 4 месяца 2015 г. упало на 21.5%, в апреле на 21.7% и падение не замедляется.
Основной спад, естественно, пришелся на Донбасс, но и остальные области тоже не показывают роста.
Показатели транспорта немного улучшаются последние месяцы, но до положительной динамики далеко.
И усиливается спад в сельском хозяйстве, которое в 2014 г. показывало хорошую динамику роста. С каждым месяцем отставание нарастает. Впрочем, лето покажет.
Падение торговли на 27% за 4 месяца объяснимо – она находиться глубокой стагнации, после падения гривны и сокращения фактических доходов покупателей, также торговля всегда последней выходит из кризиса.
Теперь снова вернемся к громким популистским заявлениям некоторых политиков о необходимом росте социальных выплат. Оно имеет своей очевидной целью подготовку к местным выборам, а не заботу о мало-обеспеченных. Всем, кто громко вещает об этом, стоит задать себе вопрос, а не приведут ли они страну к новому витку инфляции? Ведь тогда первой пострадает их целевая аудитория – социально уязвимые граждане, так как не могут компенсировать ее своей экономической активностью. Круг замкнулся.
«Денежное стимулирование» еще больше обрушит экономику, а не оживит ее, как считают некоторые «эксперты», демонстрирующие знание различных экономических моделей.
В чем кроется причина экономического обвала в начале 2015 года?
1. Резкое падение цен и спроса на сырье и полуфабрикаты украинского производства.
Экономический спад в странах СНГ обвалил украинский экспорт в эти страны, плюс стоит учитывать некоторое текущие военно-политические события. Нам надо искать новые рынки, товары, услуги, как это делала Грузия в период войны в Абхазии, когда импорт в Россию прекратился. Предпринимателям, способным к этому, совершенно не поможет финансирование НБУ, тем более, что оно, скорее всего, до них и не дойдет.
2. Обвал курса гривны, прекращение кредитования.
Невозможность прогнозирования, особенно, если производственный процесс растянут во времени, ведет к остановке бизнеса. Тяжелое положение банков не дает им возможности кредитовать.
Причины скачков цен и курса – эмиссия НБУ. Выдавая банкам дешевые кредиты, НБУ не решит проблем экономики, а усугубит их.
В апреле НБУ уменьшил количество ОВГЗ (долговые ценные бумаги государства, выпущенные Министерством финансов) в своем портфеле. В мае снова начался рост, но пока небольшой, до уровня марта. В апреле объем вкладов физических лиц в гривне в банках в апреле вырос на 4.2 млрд. грн. после полуторалетнего падения. При этом скандалы с рефинансированием и ликвидацией некоторых банков не добавляют доверия нашей банковской системе. Но пока это не устойчивая тенденция. Нет веры в стабильность гривны, есть опасения, что к осени она опять обвалится. Поэтому население не несет деньги в банки, бизнес не увеличивает активность. А НБУ все равно выпускает гривну в оборот. В апреле долг банков и Фонда гарантирования перед НБУ вырос на 6.4 млрд. грн. Свободную ликвидность банки не используют для кредитования реального сектора, а несут в то же НБУ на депозитный сертификат. Почему? Потому, что задавленный властью бизнес не нашел новых приложений и не может с выгодой использовать полученные кредиты. Вместо возврата доверия к гривне предлагается снова ее опустить. Гривны будет больше. Но это не подвигнет бизнес производить, а, лишь менять на ее на валюту, а население – скупать не портящиеся товары.
3. НБУ в роли сторожа колонии
Для борьбы с обвалом гривны НБУ поступил поистине гениально, – ограничил возможности покупки валюты для импорта, авансовых перечислений за рубеж, снятие наличной валюты с валютных счетов, снятие гривневой наличности, ввел обязательную продажу валютой выручки в 75%. Результат – спад экономики и изъятия средств из банков. Сложно стало импортировать нужные комплектующие, нет стимула экспортировать. Для размещения депозитов должна быть уверенность, что при необходимости, их можно забрать, а на сегодня ее нет.
Выводы. Что мы предлагаем?
Для изменения экономической динамики со спада на рост нужно отменить валютные ограничения, введенные в 2014-15 гг. А для возвращения денег в банки следует отменить ограничения на снятие наличности. Это очевидно, и иного пути нет.
Для роста экономики следует удерживать курсовую и ценовую стабильность в течение времени, необходимого для возврата доверия к гривне, а не стимулировать экономику деньгами.
Для роста экономики следует снижать расходы бюджета, а не повышать. Если в бюджете образовался избыточный ресурс, необходимо снижать налоги, и стимулировать этим «національного виробника», импорт, экспорт, торговлю в целом, а не тратить их на социалку, как считают депутаты и политики.
А пока подобные инициативы напоминают бедную семью, живущую в аварийном доме с большим приусадебным участком, заросшим бурьянами, но при появлении дополнительных денег в кошельке мужа, жена решает купить себе айфон и платье, вместо полиэтиленовой пленки, рассады, удобрений, лопаты и кирки.
Владимир Рапопорт, Либеральная Инициатива